.

Министерство образования Республики Беларусь
Комитет по образованию Мингорисполкома
Управление по образованию администрации Первомайского района г. Минска
Государственное учреждение образования «Гимназия №2 г. Минска»

 

Меню раздела

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 




 

 

 Советы психолога: В помощь выпускнику

раскрыть » / « свернуть

Помощь при выборе профессии

Выбор профессии – это процесс, цепочка взаимосвязанных шагов, осуществляемых с учётом различных обстоятельств, которые можно разделить на четыре группы:

1) Планы: личные планы человека относительно его карьеры и будущего. Зачастую, как показывает практика, приходится учитывать и планы его близких, например, родителей.

2) Склонности: интерес к определённым видам деятельности, успешность в деятельности определенного вида.

3) Способности: как уже известные человеку, так и скрытые, не успевшие проявиться.

4) Социальный спрос на ту или иную профессию, а также прогноз
 динамики спроса на профессионалов в будущем.

Далеко не всегда все эти условия совпадают. Более того, зачастую какие-либо из этих обстоятельств просто не берутся в расчёт. Выбор профессии оказывается случайным и непродуманным, а когда ошибка становится очевидной, человек снова встаёт перед проблемой выбора – продолжать мучения, пополнить ряды безработных или …?

Рассмотрим наиболее типичные ошибки выбора:

«Романтичная» или «интеллигентная» профессия

Увы, оказывается, что для успешной самореализации в профессиях такого рода приходится совершать массу рутинных, неромантичных и иногда даже неинтеллигентных действий.

«Модная профессия»

Существует огромный риск того, что через некоторое время будет наблюдаться переизбыток обладателей этой профессии, а, следовательно, безработица и жёсткая конкуренция. Закон маятника: резкий подъём – предвестник спада.

«Профессия, обещающая большие деньги»

На поверку оказывается, что профессия не только что-то обещающая, но и требующая немалого: бешеной работоспособности, риска, толстокожести, готовности отказаться от многих других важных для человека вещей.

«Трудовые династии» или «профессия, как  у …».

Времена и социальные обстоятельства частенько меняются. Это, так сказать, первый сюрприз. Второй сюрприз – нет стопроцентных гарантий наследования способностей и склонностей, и даже если кто-то похож на другого во всём остальном, именно в своих профессиональных наклонностях может и отличаться.

Выбор профессии – это, прежде всего, выбор самих выпускников. Выбирая профессию, они выбирают не только способ, каким будут зарабатывать на жизнь, но и образ жизни. Легкомысленный выбор профессии только по внешним проявлениям, без 
учёта её внутренних требований, ограничений и различного рода обязательств – это эксперимент, который может обойтись очень дорого.
Чтобы правильно ориентироваться в пространстве выбора профессий, надо иметь доступ к объективной и современной информации об этом пространстве, постоянно отслеживая его изменения. Специалисты по профессиональному консультированию осуществляют эту часть своей работы, опираясь на обширные материалы экономических, социологических и социально-психологических исследований. Существенным моментом является то, что современные научные исследования позволяют не только видеть «надводную часть айсберга» (очевидный спрос на представителей той или иной профессии), но и заглядывать значительно глубже.

Комплексный анализ сегодняшней ситуации в образовании, в промышленности, в науке и в других сферах человеческой деятельности позволяет строить прогнозы относительно востребованности специалистов той или иной профессии через несколько лет. Следующий аспект – это выявление способностей и склонностей молодых людей. Способности и склонности – это не одно и то же. Возможно, что вы испытываете интерес к какому-либо виду деятельности, но успех в ней обойдётся вам слишком большой физической и (или) психологической ценой. Предупредить вас об этом (руководствуясь результатами специального обследования) – долг профессионального психолога. Однако не стоит опасаться, что вас будут принуждать поставить крест на мечте. Это совсем не так. Адаптационные возможности человека чрезвычайно высоки, поэтому в случае необходимости будет рекомендован комплекс мероприятий, направленных на совершенствование профессионально- важных качеств (например, тренинги развития внимания, творческих и организаторских способностей, уверенности в себе и пр.).


 

 

 

© ГУО «Гимназия №2 г. Минска», 2014— гг.

Регистрационное свидетельство: №1141000937 от 30 июня 2010г.