.

Министерство образования Республики Беларусь
Комитет по образованию Мингорисполкома
Управление по образованию администрации Первомайского района г. Минска
Государственное учреждение образования «Гимназия №2 г. Минска»

 

Меню раздела

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

Как известно из психологической литературы, феномен характера изучался на протяжении нескольких тысячелетий еще со времен знаменитого трактата Аристотеля о характере.

Понятие характера в психологии трактуется далеко неоднозначно. Имеются трудности различения характера и темперамента, еще больше споров возникает при попытках разведения понятий «характер» и «личность».

Философский энциклопедический словарь дает определение понятию «характер» следующим образом: «Характер – целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, проявляющийся в отдельных его психических актах и состояниях, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональных переживаний».

Психологический словарь под редакцией М.Г. Ярошевского дает определение характера следующим образом: «Характер – совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства».

Черты характера помогают или мешают личности устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в решении сложных жизненных вопросов, отвечать за свои действия и поведение в обществе. Познание характера позволяет со значительной долей вероятности предвидеть поведение индивида и корректировать ожидаемые действия и поступки.

В структуре личности характер наиболее полно отражает ее целостность.

Необходимо четко представлять и учитывать соотношение характера с темпераментом. Характер и темперамент связаны единой физиологичесокй основой, будучи зависимы от типа нервной системы. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию характера. Но черты характера не предопределяются темпераментом полностью.

Характер обусловлен общественным бытием личности, усвоением социального опыта, что порождает типологические черты характера определяемые типическими обстоятельствами жизненного пути в конкретно-исторических условиях. В единстве с социально-типическим в характере выступает его индивидуальное своеобразие, порождаемое разнообразными неповторимыми ситуациями в коих протекает социализация субъекта его воспитание и развитие индивидуальности, зависящее от природных предпосылок. Среди множества черт характера некоторые выступают как ведущие, другие – как второстепенные, обусловленные развитием ведущих свойств, при этом они могут и гармонировать, и резко контрастировать с ведущимисвойствами, что образует цельные или более противоречивые характеры. Проявляясь в деятельности, характер формируется в ней, обнаруживая зависимость и от ее содержания и личностного смысла для индивида, и от ее успешности, и от отношения индивида к своим успехам и неудачам. 

Характер проявляется в системе отношений к действительности:
  • в отношении к другим людям – общительность или замкнутость правдивость или лживость, тактичность или грубость;
  • в отношении к делу – ответственность или недобросовестность трудолюбие или леность и пр.
  • в отношении к себе – скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность гордость или приниженность;
  • в отношении к собственности – щедрость или жадность, бережливость или расточительность аккуратность или неряшливость.

Характер обнаруживает зависимость от убеждения или моральных принципов выявляя свою общественно-историческую природу.

Сами по себе черты характера не определяют однозначно социальную позицию индивида. Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы.

Характер и личность – далеко не одно и то же. Когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но и быть противоположными по знаку. Истории известны множество выдающихся людей с тяжелым характером – Ф.М. Достоевский, И.П.Павлов. Известный психиатр П.Б. Ганнушкин констатировал тот факт, что высокая одаренность часто сочетается с психопатией. Он писал, что для оценки творческих личностей недостатки их характера не имеют значения.

Итак, творения человека есть выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером человека сталкиваются не потомки, а непосредственно окружающие его люди: родные и близкие, друзья, коллеги. Для них, в отличие от потомков, характер человека может стать, и часто становится более значимым, чем его личность.

Если попытаться выразить суть различий между характером и личностью, то можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то ради чего он действует.

Характер не только формируется в деятельности и общении, Нои сам влияет, обуславливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения. Эти влияния становятся особенно резко выраженными в результате проявления различных акцентуаций характера.

Согласно определению, акцентуации характера –это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своей главе «Характер» в книге «Введение в общую психологию» пишет: «В конце 19 и в начале 20 века в отечественной психологии оформляется своеобразный подход к решению проблемы характера. Этот подход заключается в субъективном описании характеров: каждый исследователь стремился интуитивно, в основном исходя из своего опыта и здравого смысла, вначале установить тип характера, а затем описать его посредством тех или иных черт».

Такая тенденция в изучении характера наблюдается и в зарубежной характерологии, в которой, прежде всего, рассматриваются вопросы типологии, а затем структуры характера, его формирования и приложения к жизни. При этом предполагается, что особенности характера в основном предопределяются или темпераментом, или строением и свойствами человеческого организма, или психическими процессами. Или коренятся в глубинных, подсознательных слоях психики. Основной недостаток этой тенденции и связанных с ней систем и теорий, составляющих характерологию, заключается в гиперболизации значения наследственных и биологических предпосылок и в приуменьшении роли социальных факторов в образовании характера.

Практически все авторы типологий подчеркивали, что характер может быть более или менее выражен. Если представить себе ось, на которой изображена интенсивность проявлений характера, то на ней можно выделить три зоны:
1. зона абсолютно «нормальных характеров»;
2. зона выраженных «акцентуированных характеров;
3. зона сильных отклонений характеров или психопатий.

Первая и вторая зоны относятся к норме (в широком смысле слова), третья – к патологии характера. Соответственно, акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы. Акцентуации, в свою очередь, можно разделить на явные и скрытые.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются со взрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых случаях, в определенной обстановке. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо проходит со временем.

При каждом типе акцентуации имеются свойственные только ему, отличные от других типов, слабые места.

А.Е. Личко выделил две степени акцентуации по критерию выраженности: явная и скрытая.

Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы. Здесь присутствуют постоянные черты определенного типа характера. Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствует удовлетворительной социальной адаптации.

А.Е. Личко выделил одиннадцать типов акцентуаций характера: гипертимный (деятельный), циклоидный, лабильный (эмоционалдьно-изменчивый), астено-невротический (тревожно-настороженный), сенситивный (чувствительный), психастенический (педантичный), шизоидный (интравертный), эпилептоидный (импульсивный), истероидный (демонстративный), неустойчивый, конформный.

(Смотрите информацию о типах на отдельных вкладках)

Смешанные типы.

Смешанные типы достаточно часто встречаются при акцентуациях характера и бывают двоякого рода.
1) Промежуточные типы.
Эти сочетания обусловлены эндогенными, прежде всего генетическими факторами, и, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, сочетания лабильного с астено-невротическим и сенситивным, сочетания астено-невротического с сенситивным и психастеническим. Промежуточными могут также быть шизоидно-психастенический, шизоидно-эпилептоидный, эпилептоидно-истероидный. В силу эндогенных закономерностей с возрастом возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.
2) Амальгамные типы.
Эти смешанные типы формируются в течение жизни как следствие наложения черт одного типа на другой по причине воспитания или длительно воздействующих неблагоприятных факторов.
На гипертимный тип могут наслаиваться черты неустойчивости и истероидности, к лабильному типу могут присоединяться сенситивность или истероидность. Черты неустойчивого типа могут наслаиваться на шизоидный, эпилептоидный, истероидный типы.
Под воздействием неблагоприятных условий из конформного типа может развиться неустойчивый. В условиях жестких взаимоотношений черты эпилептоидного типа могут наслаиваться на конформный.

Акцентуация характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Акцентуации характера могут проявляться с раннего возраста, но в подростковом возрасте их проявления обычно усиливаются. Большинство акцентуаций со временем сглаживаются, компенсируются. И лишь при сложных психогенных ситуациях, длительно воздействующих на слабое звено характера, они могут стать почвой для острых аффективных реакций, неврозов, условием для формирования психопатий. Поэтому важно учитывать слабые звенья характерные для каждого из типов акцентуаций.

Список литературы 

1. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статистика, динамика, систематика (1933). – В кн.: Избранные труды. – М., 1964. – 210 с. 
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996. – 336 с.
3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – 3-е изд., с изм. и доп. – СПб.: Свет, 1997. – 608 с.
4.  Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер-Ком, 1999. – 356 с.
5.  Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М., 1997. – 358 с.
6.  Краткий психологический словарь. // А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 545 с.
7.  Кречмер Э. Медицинская психология. – СПб., 1998. – 342 с.
8.  Леонгард К. Акцентуированные личности. 2-е изд. – Киев: Выща школа, 1989. – 328 с.
9. Личко А.Е., Иванов Н.Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методика исследования. – СПб., 1992. – 36 с.
10. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Руководство для врачей. – Л.: Медицина, 1979. – 336 с.
11. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 416 с.
12. Личко А.Е. Эти трудные подростки. – Л., 1983. – 351 с.
13. Ломброзо Ц. Гениальность и помешательство. – СПб., 1992. – 379 с. – Самара, 1997. – 640 с.
14. Рогов Е.И., Общая психология. – М.; ВЛАДОС, 1995. – 448 с.
15. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. – Самара, 1997. – 640 с. 
16. Словарь-справочник по психодиагностике. // Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер-Ком, 1999. – 644 с.
17. Философский энциклопедический словарь. // С.С. Аверинцев, Л.Ф. Ильичев. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с.

 

 

 

© ГУО «Гимназия №2 г. Минска», 2014— гг.

Регистрационное свидетельство: №1141000937 от 30 июня 2010г.