Раздел содержит необходимую нормативную документацию. Также через него можно подать электронное обращение
Электронное обращение
Нормативные правовые акты
Административные процедуры
Вышестоящие организации
График «прямых телефонных линий»
Защита персональных данных
Здесь Вы найдете всю необходимую информацию о нашей Гимназии, включая документацию.
Цели и задачи
О нас
Контакты
Закрепленные микрорайоны
Руководство
Достижения
Фотогалерея
Расписание занятий
Факультативы
Выпускнику
Расписание
Профсоюз
Учителя естественно-математического цикла
Учителя гуманитарногоцикла
Учителя иностранных языков
Учителя начальных классов
МО классных руководителей
Учителя физической культуры и здоровья
Условия приема
Платные услуги
Попечительский совет
Советы психолога
Питание
В советские времена существовало убеждение, что суицид - явный признак психического заболевания. То есть каждый суицидент посмертно получал звание ненормального, а тех, кого удалось вытащить, пожизненно ставили на учет у психиатра (со всеми вытекающими последствиями). Вообще размышления о самоубийстве - чаще всего признак не отсутствия, а если хотите, избытка ума (то самое "горе от ума", о котором не раз уже приходилось говорить). Поэтому трудно переоценить заслугу известного психиатра А.Г.Амбрумовой - она сумела фактически доказать то, что большинство суицидентов - люди практически здоровые. И основала для них в Москве телефон доверия, а также кризисный стационар - не только чтобы откачивать тех, кто сделал этот шаг, сколько затем, чтобы предупредить самоубийства.
Все суициды делятся на три группы: истинные, скрытые и демонстративные.
Да в конце концов, потеря смысла жизни может выглядеть как угодно - все зависит от того, кто в чем видит этот смысл. Безденежье может толкнуть на роковой шаг того, для кого вся жизнь сводится к богатству; несчастная любовь может стать причиной суицида в том случае, если влюбленный не мыслит будущего без любимой; а женщина, убежденная, что ее предназначение - только в материнстве, может покончить с собой из-за обнаруженного бесплодия… Хотя, конечно, в любом из подобных случаев можно найти другой, более конструктивный выход.
Но основная часть суицидов - это не что иное, как попытка вести диалог: только, разумеется, вот таким своеобразным и совершенно непригодным для этого методом. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть - а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь. Это явление психиатры часто называют демонстративным суицидом.
Очень часто приходится сталкиваться с родительскими жалобами на «неуправляемость» детей и подростков: мол, на уроках шалит, разбил стекло, нахамил учительнице, избил товарища… Просят проверить, все ли у ребенка в порядке с психикой. Начинают (это, конечно, самые «умные») давать ему успокоительные препараты… А на самом деле все гораздо проще: даже двух-трехлетний малыш, когда ему необходимо родительское внимание, может разбить чашку или написать в штаны. И тогда взрослые пусть отшлепают, пусть обругают – но зато и увидят, что у них есть ребенок! И как это ни цинично и ни страшно, иной раз детские и подростковые суициды происходят по той же причине: ребенок уходит из жизни. С мыслью: мол, наконец-то вы обратите внимание на то, что я есть. Вернее, был…
Конечно, демонстративный суицид иногда проявляется и как способ своеобразного шантажа (чаще со стороны именно слабых людей, у которых просто нет других способов воздействия - см. Насилие семейное). Мол, "сделай то-то и то-то, или я застрелюсь, повешусь, брошусь под поезд...» И бич демонстративных самоубийц — случайность: случайно выстрелило ружье, случайно затянулась петля, случайно оказался скользким перрон... А они-то хотели только попугать! Можно, конечно, добиться своего другими способами. Но беда практически всех суидидентов в том, что они точно также глухи к окружающим, как окружающие к ним. Поэтому-то чаще всего и не получается конструктивного диалога.
Скрытый суицид - удел тех, кто понимает, что самоубийство - не самый достойный путь решения проблемы, но тем не менее другого пути опять же найти не может. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни "по собственному желанию", а так называемое "суицидально обусловленное поведение". Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и даже алкогольная или наркотическая зависимость… Даже дети, которые катаются на крыше лифта, могут делать это по той же самой причине. И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни: как правило, именно этой опасности и жаждут скрытые суициденты.
Прежде всего нужно выучить, что не каждый потенциальный самоубийца - психически больной. И тех, кого вытащили с того света, вовсе не обязательно клеймить психиатрическим диагнозом. Вообще суицид - не повод для осуждения. Конечно, человек выбрал не самый лучший и не самый умный способ решения проблем. Но не его вина, а его беда в том, что других способов он найти не сумел.
Если ваш близкий начал вести себя слишком рискованно - это тоже повод прислушаться к его проблемам. Ничего, что он вполне может быть сильной личностью и даже главой семьи - может, ему просто не хватает душевного тепла и понимания? Учтите, что скрытый суицидент чаще всего сам вам никогда не пожалуется - большинство из них, как правило, мужчины, а мужчинам у нас "плакаться кому-то в жилетку" не принято. Именно поэтому, кстати, среди клиентов психотерапевтов примерно четыре женщины на одного мужчину, а в статистике суицидов - четверо мужчин на одну женщину.
Если же кто-то с помощью попыток к суициду вами откровенно манипулирует, лучший способ - держаться от него подальше (таким образом, без зрителей спектакль не состоится). Не поддерживайте диалог негодными методами. Разумеется, поддержать другие способы разговора, более приемлемые, здесь можно и даже нужно.
Людям, склонным к демонстративному суициду, хочу сказать: наверняка все ваши мысли и все ваше поведение зациклено на какой-то конкретной личности: мол, вот я умру, он (или она) тогда поплачет, тогда поймет… Но учтите - далеко не факт, что пресловутая личность среагирует именно так, как вы хотите: возможно, любимый вовсе не будет убиваться у вашего гроба, а непослушный ребенок вовсе не будет терзать себя чувством вины. И проверить это лично вы уже не сможете. Поэтому стоит ли рисковать жизнью, чтобы только попытаться "кому-то что-то доказать"? Лучше всего попытаться выйти на диалог конструктивными методами - во всяком случае, прямо сказать человеку, чего вы от него ждете, может быть эффективнее, чем рисковать жизнью - штукой в общем-то довольно привлекательной и интересной.
В конце концов, возможно, вам надо просто выговориться - эмоции требуют выхода. Если не можете доверить свои чувства кому-то близкому или специалисту-психологу, можете просто вести дневник. Это спасло от самоубийства многих людей - к их счастью, а возможно, и к нашему.
Очень сложно отговорить человека от суицида, упирая на его чувство долга: мол, нельзя делать детей сиротами, нельзя бросать близких… Такое давление может лишь подтолкнуть к роковому шагу: мол, я настолько уже ничего не значу, что и жизнью собственной распоряжаться не вправе! Опять-таки, скажите такому человеку, что никто не заставляет его жить насильно. А если он хочет в этой жизни быть значимой личностью – то не лучше ли приложить свою голову и руки к тому, чтобы добиться значимости более адекватными способами?
Даже безработица и финансовый кризис - не повод для суицида! В этом случае близкие, правда, часто утешают так: да ты не бойся, мы тебя прокормим… А вы не думаете, что это для человека удар по самому больному - раньше он сам зарабатывал и кормил кого-то, а теперь вынужден побираться? Помощь здесь лучше предложить по-другому: не прокормим, а поможем первое время. Не берите человека на полное обеспечение, а простимулируйте его доказать хотя бы самому себе, что своего разума и умений он не потерял.
Вообще важно переключить возможного самоубийцу с мысли о суициде. Но ни в коем случае не говорить ему "Да ты не думай об этом!" Вот проделайте такой эксперимент. Представьте, что вам кто-то сказал: "Не думай о слоне". Ну-ка, о чем вы сейчас в первую очередь подумали? То-то и оно. Точно так же нельзя впрямую отговорить человека "не думать о суициде". Лучше подкинуть ему иную работенку для мозгов!
…Итак, виноватых в самоубийстве, как правило, нет. Любой суицид - это личное, осознанное решение самого человека. И распоряжаться своей жизнью - неотъемлемое право каждой личности. Но лучшая профилактика суицида - дать возможность каждому ощутить это право, равно как и право искать другие методы для решения проблем! Если человек чувствует себя нужным хотя бы самому себе, если он имеет право голоса хотя бы в отношении себя самого - уже поэтому жизнь становится для него достаточно большой ценностью!
Самоубийство встречается в 15% случаев нераспознанных расстройств настроения, и наиболее часто возникают спустя 4-5 лет после начала заболевания.
При наличии суицидальных мыслей у больного возникает, жгучее желание жестоко наказать себя, не обременять других заботой о себе, «не быть обузой для окружающих». Все убеждения больных о том, что это состояния временное, что опыт тех людей, которые поправились, даже их собственный предыдущий опыт, должен опровергнуть безысходность их положения чаще всего оказываются тщетными. В ряде случаев возникает мысль, о какой – то бредовой убежденности больного в бессмысленности своего существования.
Следует иметь в виду опасность импульсивных суицидальных попыток. Суицидальные действия возможны и при неглубоких депрессиях, особенно при отсутствии двигательной заторможенности, наличия чувства изменения восприятия окружающего мира и собственной личности. Иногда это проявляется в обостренном восприятии красок, звуков и ощущений «все ярко и резко, все искаженно каким – то образом», иногда, - напротив – в чувстве притупления происходящего («сквозь тусклое стекло»).
При тяжелой депрессии, больные бывают настолько слабы, что не находят сил лишить себя жизни, но когда они начинают выходить из депрессии или получают препараты, усиливающие их активность, возможны попытки самоубийства. Больной депрессией может детально проработать план самоубийства и, испытывая временное облегчение, производить на окружающих мнимое впечатление об улучшении своего состояния, однако, риск самоубийства при этом достаточно высок.
К группе повышенного риска суицида относятся лица мужского пола 16 -25 и 55 – 70 лет. В последнем случае риск самоубийства возрастает у одиноких лиц, особенно страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями, а также у тех больных, родственники которых покончили жизнь самоубийством. К суицидально опасному периоду при аффективном расстройстве относится предменструальный синдром и годовщины трагических для больного событий. У людей с низким уровнем в спинномозговой жидкости основного метаболита серотонина – 5 – гидрооксииндолуксусной кислоты согласно результатам многих исследований высок риск самоубийства. После суицида в тканях мозга обнаружено повышенное содержание гидрокортизона и норадреналина (Lopez J., 1997).
Больные, страдающие аффективными расстройствами, для суицида чаще всего используют трициклические антидепрессанты и препараты лития. Достаточно часто суицидальная попытка совершается в состоянии алкогольного опьянения.
Клинический опрос больного с подозрением на опасность суицида включает в себя вопросы, направленные на выявление чувства безнадежности, готовности совершить самоубийство, наличие его детального плана, приготовления к суициду (составление завещания, приведение в порядок своих финансовых дел, поиск орудий самоубийства).
ВНИМАНИЕ!
Недавнее самоубийство (потеря) друга или близкого родственника.
И помните, что если есть ВХОД, то обязательно ВСЕГДА есть ВЫХОД!
© ГУО «Гимназия №2 г. Минска», 2014— гг.
Регистрационное свидетельство: №1141000937 от 30 июня 2010г.